Какие печатные издания Вы покупаете в последнее время?

Ответы экспертов

Составление телепрограммы в регионах

Местные каналы, как правило, уступают центральным по доле аудитории. Есть ли данные, какие программы предпочитают зрители в регионах в отличие от столичных?

Как добиться доверия читателей

Здравствуйте! Мы -молодая новостная газета. Подскажите пожалуйста, как нам добиться доверия читателей?

Отвечает Дарья Игоревна Мордовченко, специалист по рекламе

О реалити-шоу

Вопрос задал Илья Панков: Не раз приходилось слышать, что при производстве реалити-шоу сценарий не нужен - главное, правильно подобрать участников, а дальше само развитие событий и образует сюжет. А что рекомендуют специалисты? Какую литературу на эту тему советуете почитать?

Ответ: Сначала – о том, какие бывают реалити-шоу.

В мире существует три ветви реалити-шоу.

Первая происходит от американского формата Survivor, которым владеет компания Fox. В России эта ветвь представлена уже завершившимся после 4-кратной реализации проектом «Последний герой». Суть этого формата состоит в том, что группу участников помещают в экстремальные условия для выживания, где приходится развлекаться экзотическими способами.

Вторая ветвь реалити-шоу берет начало от придуманной Джоном Демолом программы «Большой брат» («Big Brother»), с которой, собственно, все и начиналось (права на «Big Brother» принадлежат компании Endemol). В России эта ветвь представлена проектами «За стеклом» и частично модифицированным «Голодом». Это реалити-шоу, характеризующееся изолированностью в замкнутом пространстве своеобразной коммунальной квартиры, начиненной подглядывающим и подслушивающим оборудованием. Разработанная технология позволяет качественно снимать процесс телекамерами, большую часть из которых участники даже и не видят. Изначально в этом направлении ставка делалась на то, что обычная, не экстремальная, действительность интереснее любого искусственного построения и вымысла. Предполагается, что в подобных обстоятельствах многое проявляется так, как не напишет никакой сценарист. Но прелесть новизны идеи простой фиксации повседневности быстро приелась, и дальнейшее развитие этой ветви шло по пути увеличения «драматургичности», чтобы участники что-то делали – иначе для достижения планируемых и прогнозируемых показателей рейтингов пришлось бы показывать «клубничку», что на центральных телеканалах вряд ли возможно.

Третья ветвь реалити-шоу обозначается под кодовым названием talents’ search («поиск талантов»). Ее отечественными воплощениями являются «Фабрика звезд», «Стань звездой», «Народный артист», «Ты – супермодель», «Факультет юмора». Нужно сказать, что используемые в драматургии реалити-шоу таланты могут быть любыми, поэтому во всем мире вариантов реализации этой ветви формата много. Считается, что в этом направлении реалити-шоу бизнес-составляющая развита больше, нежели в двух других.

Нужно сказать, что сценарий у реалити-шоу существует, хотя степень событийной предсказуемости для вуайеристских (типа голландского «Big Brother») и квестовых (типа американского формата Survivor) жанров ниже, чем для talents’ search. Будущая драматургия отношений закладывается и с помощью отбора потенциально конфликтных групп, поэтому, пусть и косвенно, но роль сценаристов в реалити-шоу отчасти выполняют и психологи. Продюсеры и психологи стараются создать максимально разнообразные по психотипам и социальному составу группы участников. Поскольку в основе «жанра» реалити-шоу лежит сложное социальное и психологическое функционирование игроков внутри группы, этот формат предполагает обязательное участие психологов на всех этапах реализации проекта, начиная от кастинга и заканчивая психологической реабилитацией в момент отсева. На развитие событий реалити-шоу в ряде случаев влияют и телезрители - с помощью средств интерактивности.

Как уже упоминалось, формат реалити-шоу далеко не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. При этом его «минусы» растут, как это часто бывает, из «плюсов». Существует мнение, что, быть может, наибольшая заслуга реалити-шоу в том, что они обнажили кризис индивидуальности. Ведь поскольку кастинг, как важнейший элемент в подготовке реалити-шоу, осуществляют опытные психологи, любая группа участников представляет собой некий срез общества. И получается, что максимальный рейтинг участника представляет собой, в определенном смысле, «диагноз телезрителям», что может весьма негативно (если диагноз непривлекателен!) сказаться на репутационных характеристиках телеканала. Ведь руководителям телеканалов далеко не безразлично, когда в прессе встречаются оценки – дескать, какую группу участников реалити-шоу ни возьми, «берет тоска: все разговаривают на русском, как на иностранном, все беспрестанно причесываются и что-то жуют, все ленивы и нелюбопытны»…

В этой связи на первый план выходят требования к качеству осуществляемых кастингов: ошибки здесь весьма чувствительны. Пожалуй, они даже более заметны, чем огрехи в сценарии и драматургии: высокие рейтинги, которые в ряде случаев регистрируются и при практически полном отсутствии какой бы то ни было драматургии, обусловлены тем, что реалити-шоу, как никакому другому «жанру», присуща очень высокая степень идентификации телезрителей с тем, что видят на экране.